Сварка аргоном рам мотоциклов: какие компоненты можно сваривать
Вопрос о ремонте деталей мотоциклов методом сварки время от времени поднимается на различных форумах. Здесь задается вопрос, какие компоненты мотоцикла можно и нельзя сваривать сварщиком, не обладающим высокой квалификацией?
Даже если данный металл можно сваривать (например, Al), не все методы сварки одинаково подходят (например, аргонная сварка пригодна, а оксиацетилен — нет). Это означает, что даже если данный компонент можно успешно сварить (автосервис в САО), человеку все равно придется провести необходимое исследование, чтобы определить, как это сделать правильно без неприемлемой деградации элемента.
Настоятельно не рекомендуется сварка осей, тройных валов, компонентов тормозов и т. д., А также внутренних частей двигателя (шатуны, коленчатые валы и т. д.), Частей, подверженных нагрузкам, если дефектный сварной шов представляет значительную угрозу безопасности.
Во многих случаях проблема со сварным швом заключается не в отказе из-за снижения прочности компонента, а в отказе из-за того, что сварка увеличила хрупкость. Визуальный осмотр сварного шва не может определить, так ли это. То есть только то, что сварной шов красивый, не обязательно означает, что он безопасен.
Металлы, которые не подходят для сварки
- Медь (например, электрический провод; прокладки головки блока цилиндров)
- Латунь (электрические контакты; немного листового металла на ранних машинах)
- Бронза (сайлентблоки)
- Литьевые сплавы Mazak / Zamak на основе цинка (корпуса карбюраторов; корпуса электрических переключателей)
Ничего из вышеперечисленного нельзя сваривать, хотя некоторые элементы могут быть припаяны.
- Магниевые сплавы (отливки коробки передач и двигателя)
- Алюминиевые сплавы (отливки двигателя; брызговики)
Оба вышеперечисленных могут быть сварены при помощи аргонной сварки. Следует проявлять осторожность с Mg, поскольку он легко воспламеняется, а некоторые алюминиевые сплавы содержат медь и требуют другого наполнителя, чем те, которые используются с более распространенными сплавами.
Железо
Все черные металлы на мотоциклах — это либо «сталь», либо «чугун». Несколько упрощая, для наших целей различие состоит в том, что стали содержат менее ~ 1,5% углерода (большинство из них имеют менее ~ 0,5%) и являются относительно пластичными, в то время как чугуны содержат более ~ 2% углерода и являются относительно хрупкими. Кроме того, «стали» являются либо «углеродистыми» (хотя с содержанием Mn до ~ 1%), либо «сплавами», отличающимися тем, что последний содержит более 2% Mn плюс другие элементы (Cr, Mo, Ni и т. Д.). .
- Обычная низкоуглеродистая «мягкая» сталь [<0,3% C] (рамы мотоциклов; листовой металл; шестерни)
Эти мягкие стали можно сваривать с использованием присадочного прутка с низким содержанием углерода без снижения прочности основного металла. В сервисе на Дмитровском шоссе есть услуга аргонной сварки.
- Обычная среднеуглеродистая сталь [0,3-0,45% C] (проушины рамы, центральные стойки и другие поковки; оси; коленчатые валы)
Из-за повышенного содержания углерода эти стали труднее сваривать, иногда требуя пропуска низкоуглеродистого наполнителя с последующим более прочным наполнителем, чтобы сохранить прочность и пластичность основного металла. Часто требуется предварительный нагрев и контролируемое охлаждение.
- Обычная высокоуглеродистая сталь [> 0,45% C] (используются ли в мотоциклах какие-либо высокоуглеродистые стали?)
- Чугун [2-4% C; 0,9–2,8% Si] (головки; цилиндры; тормозные барабаны; коленчатые валы)
Многие материалы с совершенно разным составом относятся к категории «чугун». Однако единственное место на мотоцикле, где я рекомендую приваривать его, — это восстановление сломанных ребер на головках и цилиндрах. Используется предварительный нагрев и контролируемое охлаждение, а также никелевый наполнитель.
Сваривать рамы из хромомолибденовой стали не сложнее, чем рамы из низкоуглеродистой стали, хотя для сохранения полной прочности следует использовать другой наполнитель. Предварительный нагрев и снятие напряжений после сварки — это необходимо для компонентов более массивных, чем трубы. На сервисе в городе Долгопрудный оказываются такие услуги.
Заключение
Кроме компонентов, отказ которых может оказаться катастрофическим (например, тормозов), я не могу вспомнить ни одного алюминия, магния, «стали» или «чугуна», который был бы виден на собранном мотоцикле (а некоторые из них спрятаны внутри двигателя и корпуса редуктора), которые не удалось успешно сварить достаточно компетентным сварщиком.